Когда отмечается сагаалган. Праздник Белого месяца (Сагаалган или Цагаан-Сар) – буддийский Новый год. Традиции празднования Сагаалгана

Буддийский Новый год имеет множество названий — Белый месяц, Цаган Сар, Сагалгаан, Сагаалган – и это еще не полный список. Праздник имеет столько имен в связи с тем, что его отмечают разные народы и произношение зависит от региона, в котором его отмечают:

  • Монголия
  • Внутренняя Монголия
  • Республика Алтай
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Республика Калмыкия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Тыва
  • Республика Хакасия

В отличие от русского Нового года, Сагаалган не светский, а религиозный праздник. Даже число этого значимого события каждый год разное и привязано к фазе луны. День Нового года выпадает на первые лунные сутки весеннего месяца, от этого и зависит, какого числа наступит Белый месяц.

Какого числа

Даты Сагаалгана на ближайшие годы:

Для буддистов Новый год символизирует жизнь с нового листа – с его наступлением обновляется не только природа. К приходу этого праздника люди очищают свои души, убираются в домах, обновляют одежды.

Празднование Белого месяца условно можно разделить на три этапа:

  1. Канун Сагаалгана;
  2. Первый день нового цикла – встреча Нового года;
  3. Оставшийся месяц.

Подготовка к Цаган Сар, что делают в канун праздника

Поскольку Цаган Сар самый значимый и масштабный праздник, подготовка к нему начинается задолго до его начала. Во всех юртах проходит генеральная уборка, старые и сломанные вещи безжалостно и с удовольствием выкидываются, избавление от них означает расставание с неудачами и недугами. В каждом дворе хозяин дома обновляет для лошадей упряжки, хозяйки заняты пошивом красивой одежды для праздника.

Три дня до Сагаагала принято посещать дацаны (буддийские монастыри), в которых проводят хоралы (молебны, службы) об очищении души. Символом очищения является огонь, во дворах монастырей проводят обряд священного огня. Верующие буддисты собираются вокруг деревянной пирамидообразной конструкции – Дугжуба или Дугжууба и молятся об очищении души от всего плохо и грязного. В некоторых регионах бросание в огонь лоскутков ткани и кусочков теста – часть ритуала. Этими предметами прихожане дома обтирают себя и свою семью, символично смывая грехи, и во время хорала выкидывают в Дугжубу, чтобы все плохое исчезло без следа. Однако, в других регионах, это считается богохульством. Объясняется это тем, что пламя Дугжуубы священно, и бросать в него мусор грех и неуважение.

Последний день перед Новым годом принято встречать в кругу семьи. Уборка в этот день запрещена. Важно обновить украшения на алтаре, зажечь лампадку. Вечером, собравшись за столом принято чаевничать, причем первая чарка чая преподносится божеству и огню, затем уже домочадцам. Канун Цаган Сар считается постным – нельзя есть мясные продукты и пить алкоголь. Встречать обновленный год нужно в чистом, просветленном сознании и теле.

Все одеваются празднично, аккуратно, костюмы застегиваются на все пуговицы, по обычаю – мужчины надевают головные уборы. Накрывается богатый стол, изобилующий блюдами предпочтительно белого цвета. Обязательно присутствуют кушанья из бараньего мяса, молочных продуктов.

Самая главная ночь

Ночь первых лунных суток – это последние часы уходящего года. По буддийским правилам Сагаалган наступает с рассветом. Самое важное не заснуть, или проснуться за пару часов до наступления Белого месяца. Считается, что буддийское божество Лхамо в эти мгновения появляется в домах и раздает удачу и счастье на весь приходящий год, но только тем, кто его встречает. Многие буддисты проводят эту ночь в дацанах.

Как проводится первый день Белого месяца

В первые лунные сутки разрешается только веселиться и радоваться приходу Цаган Сара. Обязательным и первостепенным является посещение самых почитаемых членов семьи – родителей и других самых старших родственников семейного рода. Существует поверье – какой человек первым зайдет в дом, таким и будет год – счастливым или несчастливым. В этот день хозяев можно и не застать дома, поэтому об очередности визитов иногда договариваются заранее.

Подарки

Поздравляя с Белым месяцем, люди обмениваются подарками. Некоторые подарки носят символическое значение. Так, например, борцоки – фигурки из теста имеют свой смысл, в зависимости от того что собой олицетворяет фигурка.

Женщинам дарят платки или чай, мужчинам традиционно преподносят хадак – отрез ткани белого, синего или желтого цветов. Можно дарить сладкие подарки, угощения и даже деньги. Считается совершенно в порядке вещей подарить ребенку вместо сладости несколько монет.

Новогодний месяц

Буддисты отмечают Новый год целый месяц. Эта традиция уходит корнями в прошлое, к тому времени, когда добраться в гости можно было только на лошадях, а расстояния были довольно большие. От этого раздача поздравлений растягивалась на целый месяц.

Есть разные мнения на счет принятия алкоголя в этот праздник. Некоторые считают, что выпивать категорически нельзя, так как это грех. На самом деле, просто важна мера. Раньше на праздниках наливали только тем, кто достиг пятидесятилетнего возраста, вырастил детей, обзавелся хозяйством. Сейчас к этому относятся проще.

Сагаалган — торжественный праздник, знаменующий наступление буддийского Нового года и начала весны. Отмечается Белый месяц или Цаган Сар у некоторых тюркских, монгольских и коренных арктических народов. В Российской Федерации его отмечают во всех регионах, однако наиболее пышные торжества проходят в Бурятии, Алтайском крае, Калмыкии, Республиках Тыве и Коми. Сагаалган в 2019 году выпадает на 5 февраля, и будет отмечаться в соответствии с древнейшими традициями, дошедшими до наших дней. Дата культового праздника меняется каждый год в зависимости от лунного календаря.

История

«Белый месяц» считается одним из самых древних религиозных праздников. Сагаалган символизирует обновление не только природы, но и человека. Он несет в себе надежду и добрые ожидания от будущего года, который следует встречать с чистыми и открытыми помыслами. «Белый месяц» долгое время считался торжеством в честь урожая, и его в народе называли праздником молочных продуктов. Отмечали Цаган Сар осенью, когда заканчивались заготовки молока и молочных продуктов на зиму. Их же ставили на праздничный стол и готовили из них самые разнообразные кушанья.

Со временем дата торжества была перенесена на конец зимы. Хан династии Хубилай, являвшийся внуком легендарного Чингисхана, повелел отмечать праздник в начале года (по 12-летнему циклу). Так продолжалось до 14 века, когда Сагаалган стали отмечать в Монголии, изгнав народы из Китая. Название праздника изменилось и стало иметь более обобщенное значение. Цаган Сар стал символом святости и чистоты, означая счастье и благополучие, которое несет в себе начало нового, обновленного года.

В народе широко распространяется буддийское влияние. В середине 17 века праздник стал включать многие ритуалы и обряды из буддизма. С XIX века Сагаалган уже не отмечался как начало года, но сохранил все традиционные обряды. У волжских калмыков и их потомков, которые и сейчас населяют территории Синьцзяна, он продолжает отмечаться как Новый год (30 дней). В древности торжества продолжались в течение всего лунного месяца. В настоящее время традиции сохранились лишь у некоторых народов, в остальном мире пышно отмечаются только первые дни.

Цаган Сар или Сагаалган на территории СССР был запрещен в начале 30-х годов. Возрождение его произошло только в средине 50-х годов, а официальный статус народного торжества он получил в 1990 году. С 2004 года он стал национальным праздником Республики Калмыкия. Начало «Белого месяца» является официальным выходным днем в нескольких регионах РФ, а пышные торжества проходят в Бурятии, Хакасии, Забайкальском крае и в других территориях, населенных потомками монгольских народностей.

Определение даты торжеств

Празднование Нового года по древним буддийским традициям приходится на период с конца января до середины марта(по григорианскому календарю). Его начало всегда приходится на первое новолуние весны в соответствии с лунным календарем. Ежегодно дата высчитывается по древним астрологическим таблицам.

Особенность астрологического исчисления в разных странах в некоторых случаях может давать различные числа, которые могут отличаться. В канун праздника называется официальная дата начала буддийского торжества на будущий год. Вместе с датой публикуются астрологические прогнозы для всех жителей страны.

Традиции

Новогодние праздники по лунному календарю широко отмечаются в Монголии, странах Юго-Восточной Азии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме. В некоторых из них он празднуется в соответствии с древними традициями в течение всего месяца. В некоторых регионах Российской Федерации он является национальным праздником и проходит в течение трех дней.

Празднования разделяют на культовый (религиозный) и народный. По народным обычаям проводится 15 главных обрядов, каждый из которых посвящен чудесам Будды. Подготовка к празднику начинается за несколько дней: нужно привести в порядок дом и двор, закончить все хозяйственные дела по заготовке сена и дров в селе и деревнях. Женщины чистят одежду и шьют праздничные наряды, после чего старые вещи необходимо выбросить.

Религиозные торжества проходят в дацанах, где в течение 15 дней читаются специальные молитвы и священные книги. Накануне, в 29 день лунного месяца, проходит обряд очищения огнем. На стенах вешают изображения самых почитаемых буддийских божеств, перед которыми зажигают лампады.

Праздничная трапеза также относится к ритуалу и имеет магическое значение. Согласно верованиям, пища может повлиять на процветание семьи и улучшить будущий урожай. На торжества готовят самые изысканные угощения, которые редко появляются на обеденном столе. Особое внимание уделяется и посуде, в которой подаются блюда.

Народные обряды

Наиболее значимое значение играет обряд «Дугжууба», проводимый за два дня до наступления праздника. Это обряд очищения человека от всего плохого и негативного, что может помешать добиться успеха в новом году. «Дугжууба» — эзотерический ритуал, дающий возможность обрести мир и благополучие.

После уборки дома и двора, мусор и старые ненужные вещи раскладываются на улице (в поле) в 9 равных кусочек на одной ровной линии. После этого мусор сжигается под молитвы ламы, которые должны помощь очиститься от бед и несчастий. Люди проводят этот обряд с помощью кусочков теста, которыми обтирают свое тело (очищаясь от болезней и невзгод).

В канун нового года все верующие чтут небесную богиню Палдэн Лхамо. Она является покровительницей всего живого. Именно в ночь перед новым годом она обходит свои владения, поэтому очень важно с вечера и до наступления следующего находиться в своем доме, в окружении близких и родных людей. Днем Следует провести два обряда: поклонения хозяину огня и всем домашним божествам, сохраняющим уют и благополучие семьи.

Утро наступившего года обязательно встречается хуралом. Первым приветствует наступивший Сагаалган глава семьи. Он должен выйти из дома с первыми лучами солнца и попросить благополучие и здоровье для всех близких. После ритуалов начинаются торжества. В первые дни нового года очень важно одарить подарками всех своих родных и близких. В дом обязательно пригласить как можно больше гостей, среди которых особое место за столом выделяют родственникам и соседям.

Одной из главных примет праздника является первый гость. Если в дом зайдет мужчина, весь год в семье будут царить мир и благополучие. Ритуал «Золгохо» или «Золголго» — проявление уважения ко всем близким и родным. Обряд проводится в кругу семьи: сначала поздравления принимают старшие члены семьи, после чего поздравляют родственники — от кровных до дальних. Приветствие и поздравление проходит в строгом соответствии с традицией. После того, как все друг друга поздравили, хозяева дома и гости садятся за праздничный стол. Перед уходом принято подарить подарки.

Праздничная трапеза

Самыми главными угощениями еще с древности считаются молочные продукты. Обязательно на стол поставить и мясное угощение: буузы — блюдо, напоминающее пельмени или манты, приготовленные на пару. Накануне все члены семьи помогают хозяйке лепить праздничные буузы, можно использовать приготовленные и замороженные заранее. Также на стол ставится баранина в бульоне, кровяную колбасу и пресные беляши шарбин.

Белый месяц принято встречать во всем белом, не является исключением и стол. Хозяйки покрывают стол белой скатертью, украшая самой лучше светлой посудой. По традиции в первую очередь ставятся молочные продукты и закуски из творога, молока, сметаны и сыра. В качестве напитка используется традиционный аарсы. Алкогольные напитки на буддийский новый год подавать не принято.

Видео о празднике Сагаалган

История праздника Сагаалган только «официально» насчитывает более двух тысяч лет. Ему отдавали дань уважения шаньюй Модэ и Чингисхан. От него не отказались в суровые времена цивилизационных сдвигов. Каганаты сменились империями, а народы теснили друг друга на исторической сцене, примеряя новые имена, религии и судьбы. Но перед его насущностью спасовал даже неумолимый советский партаппарат, десятилетиями истреблявший «пережитки». Казалось, Сагаалган благополучно пережил все испытания и за 28 лет возрождения в Бурятии снова стал всенародно любимым. Но так ли это на самом деле? Мы решили разобраться в его истории и бытности, чтобы понять: кому сегодня нужна традиция этого праздника, и чем он стал для жителей республики.

Бурханы в чемодане

«Пока мне не исполнилось 13 лет, Сагаалган в нашей семье отмечали тайно. Я запомнил, что в какую-то ночь мама запирала дом, дверь на крючок, шла в дальнюю комнату и там доставала из укромного места чемодан. Потом она вынимала из него бурханов, устраивала алтарь, зажигала благовония. В секретном чемодане хранились буддийские атрибуты, которые мы прятали от чужих глаз. Мама запрещала кому-нибудь говорить об этом, и я никому не рассказывал. Лишь спустя годы понял, что так в нашем доме отмечали Сагаалган».


Такими воспоминаниями с нами поделился ширетуй Курумканского дацана «Гандан Де Шувлинг» лама Олег Намжилов. В те времена так же выходили на улицу, брызгали молоком с чаем, молились, накрывали стол, поздравляли друг друга, говорит лама. Но праздник был исключительно семейным и отмечали его втайне. Сегодня больше не нужно прятать бурханов, а то, что было – кажется смешным.

А ведь это лишь эпизод из череды фактов, которые наполнили тысячелетия истории Сагаалгана. В судьбе этого праздника, как в зеркале, отразилась судьба народа, которая и сейчас продолжает меняться. Тем важнее понять, какие изменения претерпел он в ходе истории, и чем стал сегодня.

Три жизни и реинкарнация

Традиции Сагаалгана и значение праздника для общества изучали несколько поколений ученых прошлого и нынешнего тысячелетия. Первым в Европе сведения об этом празднике письменно зафиксировал в XIII веке купец Марко Поло, некоторое время живший при дворе великого монгольского хана Хубилая. Венецианец отмечал, что Новый год монголы отмечают в феврале – по лунному календарю.

Однако позже, в XIX веке, российские востоковеды Доржи Банзаров и Гомбожаб Цыбиков в своих работах о «Цагаалгане» указывали, что в древности буряты, как и все монгольские народы, праздновали Белый месяц осенью – при этом он означал именно начало нового года. Профессор Цыбиков по этому поводу писал, что обычай торжественно отмечать наступление нового годового периода, связанного с завершением хозяйственного оборота, у всех народов появился рано. Сегодня, к слову, много сведений из фольклора и письменных источников о том, когда и как праздновался Сагаалган. И, пожалуй, условно его историю можно разделить на три периода.

Первый период , вероятно, начался даже ранее эпохи язычников Хунну, населявших степи к северу от Китая с 220 года до н. э. по II век н. э. Он длился до времен тенгрианца Чингисхана и его детей. Тогда Белый месяц и отмечали осенью. По нынешнему календарю это был бы период, начиная примерно от осеннего солнцестояния и до конца октября.

Любопытно, что во времена Чингисхана Белый месяц, при всей его «природности», принадлежал религиозной традиции «боо-тенгризма», приобретшего как раз в то время черты национально-государственной религии, которая одновременно выполняла роль идеологии в поддержку культа Великого хана как «сына Вечного Синего Неба». В то время государство и религия стали нераздельны. Об этом в своей недавно вышедшей книге «Мифы и легенды бурятского народа» упоминают наши современники – историки и журналисты Тимур Дугаржапов и Сергей Басаев.

Эта традиция бытовала, к примеру, у западных бурят еще менее века назад. Вот что в 1923 году написал в заметке «Народный календарь аларских бурят» этнограф Петр Баторов:

«Новый год начинается осенью. Как только покажутся на горизонте Плеяды, то наступает и Новый год, что бывает в конце августа или в начале сентября… в Аларском районе существуют три календаря - народный, циклический и общегражданский. Простонародье и старики придерживаются старины, верующие буддисты пользуются лунным, или циклическим календарем, а молодежь живет по солнечному календарю».

Второй период начался после с того, как в XIII веке правитель Монгольской империи Юань хан Хубилай, принявший буддизм, решил перенести празднование нового года с осени – на конец зимы. По принятому в Китае лунному календарю в это время начинается первый весенний месяц. Начался период, когда у монгольских народов утвердился буддизм ламаистского толка.

Со временем, сменив подданство с Монгольской Империи на Российскую, буряты на своей земле продолжали праздновать Сагаалган до победы большевизма в начале XX века. К тому времени народный праздник во многом стал традицией, закреплявшей среди бурят духовно-религиозные основы. В Советской России подобное преследовалось в качестве фактора конкурирующей идеологии. И, хотя в Бурятии еще при Сталине появился Иволгинский дацан, где праздничные хуралы Сагаалгана начали служить уже в 1946 году, это был период действительного «отделения церкви от государства».

Третий период истории Сагаалгана – официальное возрождение праздника, которое в России произошло в 1990 году. Как отмечают печатные источники, это стало возможным благодаря гражданской смелости бурятских ученых. Двумя годами ранее доктора наук Шираб-Жалсан Чимитдоржиев, Регби Пубаев и Тарас Михайлов обратились с докладной запиской об установлении в Бурятии официального праздника «Сагаалган» к первому секретарю Бурятского обкома КПСС Анатолию Белякову.

Учёные рассказали о «глубоко народном происхождении праздника, в своей основе не имеющего ничего общего с религией», а также ссылались на авторитет известных ученых XIX-XX вв. Наконец, указом президиума Верховного Совета Бурятской АССР «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника» он был объявлен выходным днем.


Народ поначалу опасливо, а далее все с большим энтузиазмом стал вспоминать, порой восстанавливая по крупицам, традиции праздника. Дружно семьями лепили буузы, ходили в гости, по старой традиции дарили подарки. Устремились на огненный ритуал Дугжууба в дацаны, стали массово вывешивать флажки хий морин.

При этом праздновать Сагаалган в Бурятии стали не только буряты, и даже не только буддисты. А с появлением интернета о нем стали узнавать и далеко за пределами этнической Бурятии. Аналогично стали отмечать его и в других буддийских регионах России, а затем и по всей стране – те, кто поддерживает тибетскую традицию буддизма, называя это праздником Лосар.

Сагаалха – не «Белый месяц»?

Казалось бы, сегодня мы многое знаем о празднике, сформировались определённые традиции. Но спустя годы XXIV Пандито Хамбо лама Аюшеев неожиданно для многих заострил внимание на значении и смысле праздника, называя его не «Сагаалган», а «Сагаалха». Впервые это произошло в 2012 году. На встрече с журналистами Дамба Аюшеев отметил, что понятие «Сагаалган» - благозвучное, но бессмысленное. Сагаалха же подразумевает «перешагивание» года.

Интересно, что такое же заявление Хамбо лама сделал на днях. Он напомнил, что раньше всегда спрашивали «Сагаалха хэзээ болохоби?» («Когда будет Сагаалха?»), а утром говорили друг другу «Би сагаалжа ябанаб» («Я перешагнул год»). Это, по мнению Дамбы Аюшеева, «лишний раз подтверждает, что исторически праздник назывался именно так. Сейчас же, отмечает Хамбо лама, все «будто одурманены». И, вместо того, чтобы «перешагивать» время (перевод. «саг» с бур.), словно сожалеют о нём. Более того он подчёркивает, что Белый месяц просто нелогично праздновать весной.

Вопреки стараниям Хамбо ламы название «Сагаалган» обычно связывают со словом «сагаан» – «белый», означающего чистое, светлое начало. И мало кто задумывается, что ему соответствовал только ранний, добуддийский смысл праздника, когда лето заканчивалось изобилием молока и молочных продуктов, и выпадал первый снег. Осенний тайлган в честь «закрытия небес» сопровождался обильным возлиянием молока, как во времена Чингисхана и даже его внука Хубилая, в белых одеждах «разливавшего молоко по земле и по воздуху» (Марко Поло, Книга о разнообразии мира, глава LXXV).


В сущности, глава Сангхи явно обозначил совсем иное значение праздника, нежели с древности имел Белый месяц, и каким его, с подачи знатоков народных традиций, стали возрождать после 1990 года. Это высказывание можно назвать даже революционным. Но мы по-прежнему празднуем «новый год» по лунному календарю, как и по григорианскому, а в народе Сагаалган продолжают называть праздником Белого месяца. Вторят тому и представители государственной власти, которые из года в год поздравляют всех жителей Бурятии, называя праздник именно так. Повсюду в праздничные дни в столице Бурятии, в СМИ и рекламе, пишут «Сагаан hараар», иногда – «Сагаан сар». Чаще – «Белый месяц» или «Сагаалган».

Откуда же взялось религиозное содержание Сагаалгана? Считается, что сформировалось оно в 15-м веке благодаря реформам основателя школы Гелугпа, ламы Цзонхавы (Чже Цонкапа). Лама разработал правила проведения праздников в дацанах, а к Новому году приурочил Монлам Ченмо – Великий 15-дневный молебен в память 15-ти чудес, совершенных Буддой Шакьямуни в городе Шравасти. Ни слова – о «белой пище».


«Сам я не считаю, что это праздник. Это такой же день, как все. Просто наступил следующий день, новый месяц. Жизнь продолжается. За скотиной так же надо ходить, как и в любой другой день. Наступил всего лишь очередной год», - говорит и Олег Намжилов.


Как бы то ни было, миряне воспринимают праздник именно как Новый год с языческим подтекстом. И с изобилием еды, особенно молочной и мясной, как обещание плодородия и семейного благополучия в наступающем году. По-прежнему в дни Сагаалгана на столе любимые всеми буузы. Некоторые даже задабривают Белого старца, путая его с «пролетающей над землей» Палден Лхамо, брызгают молоком и чаем на рассвете «нового года» на «языческом» обо и – сразу идут в дацан.

Праздник, который объединяет

Несмотря на все противоречия сегодня Сагаалган по-прежнему важный элемент культуры, которая продолжает формироваться. У многих вошло в привычку отмечать его землячествами. Люди встречаются, как в прежние времена, чтобы познакомиться, повеселиться, послушать песни, посостязаться в играх и красноречии. Проходят эти события в больших и «статусных» залах – с 90-х годов это, как правило, театры в столице Бурятии. А в последние годы вместе собираются представители этнических общностей как хори, булагаты и др. К примеру, в 2016 году праздничное представление «Хори Буряадай Сагаалган» в ФСК Улан-Удэ собрало более 2 тысяч человек.

Как отмечает в одном из своих исследований культуролог Цыцыгма Ренчинова, «национальное более всего сохраняется в бытовой и празднично-обрядовой культуре». Сагаалган утратил некоторые свои прежние функции, связанные с организацией труда, быта и жизни. Зато приобрел новые, которые привлекают человека возможностями познания национальной культуры.

«Здесь прослеживается тенденция: чем активнее индивид участвует в празднике, тем большее место в системе его ценностей занимают традиции, тем глубже он ощущает потребность приобщения к национальной культуре. Чем больше человек осознает необходимость сохранения своих корней, тем большее место в его ориентациях занимают духовно-нравственные ценности, заложенные в народных праздниках».

Более того, праздник этот продолжает развиваться как традиция и «осваивает» новые формы, призванные способствовать продвижению национальной культуры и на международном уровне. Так, в последние годы по всему миру растет число поклонников ежегодного «ёхор-флешмоба». В разных концах планеты буряты и выходцы из Бурятии собираются вместе, чтобы отметить Сагаалган древним круговым танцем. Не случайно среди возрожденных традиций эта стала одной из самых любимых – она заключает в себе глубокий сакральный смысл, символизируя единство, взаимную поддержку, бесконечность движения, света, жизни.




фото: russianstock.ru, автор - Марк Агнор

«Конечно, этот праздник сплачивает народ. Не знаю, как в городе, но у нас в Курумканском дацане все молятся вместе, радуются вместе», - говорит Олег лама, - « И я вижу, что с каждым годом люди становятся добрее, более осознанно и спокойно ведут себя. В первые дни Сагаалгана важно как можно больше сказать благопожеланий друг другу. Мы молимся, чтобы у всех людей в мире очистилась карма, чтобы все жили благополучно. В эти дни это особенно важно».

Справка:

Лама Олег Намжилов - ширетуй Курумканского дацана «Гандан Де Шувлинг». Страничка дацана в Facebook, которую ведет он сам, становится все более популярной. Это происходит, главным образом, благодаря непривычной для многих открытости буддийского священника такого уровня, готового ответить на самые разные вопросы

Сагаалган или Цаган Сар, праздник Белого месяца – Новый год в буддизме, традиционный праздник монгольских народов. На территории нашей страны его широко отмечают в Бурятии, Калмыкии, Республике Тыве, Коми, Алтайском крае и в целом ряде других регионов. О том, что это за праздник, когда отмечается Сагаалган в 2019 году, о традициях и обычаях, связанных с буддийским Новым годом – обо всем этом и многом другом в нашей сегодняшней статье.

Дата праздника

Сагаалган или Цаган Сар – торжественное начало весны, точка отсчета нового года, время расцвета природы и начала новой жизни. В буддизме летоисчисление ведется по лунно-солнечному календарю, а значит, вопрос, какого числа отмечается Сагаалган в 2019 году, вполне закономерен. Ежегодно дата праздника приходится на новый день.

Праздничный день неизменно приходится на первый день по лунному календарю, точнее, на первые лунные сутки нового лунного года. Как правило, это период конец января – февраль, реже начало марта текущего года.

Этот праздник имеет огромное значение для монгольских народов, проживающих на территории России. А потому в ряде республик – Бурятии, Туве, Хакасии, Якутии и других – первый день Сагаалгана является выходным днем. В Калмыкии Цаган Сар получил статус национального праздника. Празднуют его буддисты и все те, кто неравнодушен к возрождению традиций.

У Белого месяца долгая, буквально многовековая история, однако в список официальных праздничных дней Сагаалган попал лишь в 1990 году. В СССР празднование буддийского Нового года было официально запрещено, и лишь с распадом Союза праздник возродился.

Традиции и обычаи

Сагаалган, Цаган Сар, Цааган, Чага-Байрам – названий у этого праздника множество, по числу языков и диалектов народов, отмечающих Новый год по буддийскому лунно-солнечному календарю. Праздник это знаменует не только начало нового календарного года, но и служит своеобразной вехой, отмечающей возраст человека или животного: в Цаган Сар каждый становился старше на год, независимо от того, когда родился. Таким образом праздник этот можно рассматривать и как своеобразный день рождения чтящего традиции монгола, бурята, калмыка.

По традиции Сагаалган отмечается три дня и три ночи, и все предписываемые действия как накануне, так и в сам праздничный день праздничных дней наполнены своим, особым сакральным смыслом.

Готовимся к празднику

Подготовка к Белому месяцу начиналась задолго до самого торжества. Закупить заранее сладости для детей, заготовить мясные деликатесы, засолить-замариновать овощи – забот перед праздником много.

Накануне первого дня Белого месяца все хозяйки принимались за уборку. Причем недостаточно было просто навести чистоту в доме, нужно было избавиться от старья – того хлама, что накапливается в течение года. Обязательно нужно было обзавестись и новой одеждой, ну или хотя бы ее элементом – поясом, украшением, платком. Цаган Сар – праздник обновления, точка отсчета начала новой жизни, а значит, и вступать в новый год необходимо с чистого листа. Когда все старье сжигали в огромных кострах, разводимых в центре поселения, сегодня накануне праздника одежду и ненужные вещи предпочитают жертвовать неимущим.

Обновления касались и главного «друга» всех мужчин – коня. Обновлялась коновязь, скакуну шилась новая сбруя, менялось седло и подковы. Сегодня роль основного транспортного средства исполняет автомобиль, и все обновления достаются «железному другу» – внеплановое ТО, новая резина или хотя бы новая «елочка»-ароматизатор на лобовом стекле.

Завершается процесс подготовки обрядом очищения – специальными ароматными травами окуриваются и члены семьи, и сам дом, и машина.

Торжество

Сагаалган – лучшее время для гостей. В эти три дня принято ходить в гости и приглашать гостей к себе, отмечая праздник большой и шумной компанией – ведь Новый год, как известно, должен быть непременно веселым и активным. Первым поздравляют главу семьи, старшего в роду, не важно живет ли вся семья под одной крышей или нет. Причем поздравления проходят по определенному сценарию – младший член семьи подходит к старшему с открытыми руками, то есть протягивая их ладонями кверху. Старший же опускает свои руки на руки младшего, словно опираясь на заботливо подставленные ладони. Это символизирует уважение и возможность оказать поддержку старшему в любое время. Старший же показывает таким образом свою готовность принять помощь.

Конечно же, какой праздник без подарков! Дарами принято обмениваться за праздничным столом, в кругу семьи и друзей, и каждый подарок сопровождается пожеланиями счастья и долголетия.

Трапеза

Готовясь к празднику Сагаалгану в 2019 году, хозяйки наготовят различные блюда. Традиционно на стол подают:

  • мясной бульон;
  • сыр разных видов;
  • творог, сметану и другие молочные продукты;
  • пресные пирожки с мясом и др.

Обязательно на стол подают буузы. Так называется мясное блюдо, похожее на манты или пельмени. Лепит буузы все семья перед праздником, хотя сейчас иногда готовят на пару и замороженные изделия.

Важно! Алкоголь на праздничном столе не допустим в любом проявлении. При праздновании Сагаалгана люди пьют арсы – национальный бурятский напиток, приготовленный из кислого творога.

Перед трапезой проводится еще один давний ритуал. Самый младший член семьи подходит к самому старшему человеку и протягивает к нему руки ладонями к верху. Так он проявляет уважение и показывает свою готовность оказать поддержку. Старший член кладет свои ладони сверху, показывая готовность принять предложенную помощь.

Смотрите видео с традициями празднования буддийского Нового года:

Сагаалган — это один из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочивается к началу Нового года по старинному монгольскому солнечно-лунному календарю.

Праздник Сагаалган восходит к древним национальным и религиозным традициям монгольских народов. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Название происходит от слова «Сагаан» - белый. Сагаалган в старину считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Один из потомков - держателей трона Чингис — хана перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы.

В 2018 году Сагаалган начнёт праздноваться в пятницу 16 февраля с восходом солнца. Этот день станет не рабочим (выходным) в следующих регионах: Калмыкия, Бурятия, Тыва, Алтай, Забайкальский край. В этих республиках Сагаалган празднуется почти целый месяц. Ввиду того, что родственные связи у бурятов достаточно прочны и велики, для того, чтобы обойти всю родню и погостевать в каждом доме и месяца может не хватить.

Сагаалган 2018: бурятские традиции празднования

В последний день старого года, который именуется как «бүтүүүдэр», буддисты соблюдают однодневный пост. Принимать пищу в этот день не рекомендуется вообще. Это необходимо для того, чтобы очистить тело, сердце и душу от зла, зависти, скверны, злословия и негативных эмоций. Также в ночь перед праздником не рекомендуется спать. Занять себя в тёмную половину суток можно чтением мантр. При этом необходимо дождаться раннего утра (часов 4-5-ти), когда в дом заходит Балдан-Лхамо, божество, дарящее счастье и удачу всем жильцам на последующий год.

У бурятов существует один интересный обычай, который именуется как «правило меры и достаточности». И это единственное правило из этики повседневной жизни представителей буддийской веры, которое в Сагаалган можно игнорировать. Смысл его в том, что нельзя брать больше чем нужно и кушать больше чем хочется. В буддийский Новый год разрешено нарушить это правило: можно покупать всё то, что нравится и сполна объедаться за праздничным столом.

Сагаалган 2018: народные гуляния в Иркутске

Этот ритуал очищения проводится для устранения помех и всего плохого, для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, счастье, здоровье. На хурале совершается поклонение и подношение защитнику Учения Чойжал сахюусану, а также сжигается «соор», который символизирует все негативное и отрицательное.

Адрес: Иркутский дацан, ул. Зимняя, 56Б

Флешмоб «Глобальный ёхор»

Любой желающий сможет принять участие в VII Всемирном флешмобе «Глобальный ёхор». Почувствуйте связь с предками в исполнении традиционных движений сакрального танца.

Адрес: площадь у Дворца спорта «Труд», ул. Ленина, 48

Концерт бурятских коллективов

В этот же день состоится праздничный концерт ансамбля песни и танца «Улаалзай» – «Здравствуй, Белый месяц!». Мероприятие состоится в рамках открытия празднования Нового года по лунному календарю.

Адрес: Театр юного зрителя им.А. Вампилова, ул. Ленина, 23

Обряд встречи Нового года по лунному календарю

Иркутские шаманы проведут обряд встречи Нового года по лунному календарю. Участие в обряде дарует благополучие, богатство и удачу в наступающем году. С собой нужно принести белую пищу, печенье, пряники или другие сладости.

Адрес: Дом культуры им. Горького, ул. Клары Цеткин, 13А

24 февраля в поселке Большое Голоустное состоится творческий вечер фольклорного народного ансамбля «Аянга».

3 марта состоится ежегодный заключительный Гала-концерт – «В сиянии Белого месяца». Яркие и разнообразные выступления приглашенных артистов никого не оставят равнодушными. По сложившейся традиции организаторы мероприятия готовят для своих зрителей приятный сюрприз.

17 марта в городах Слюдянка и Байкальск пройдут мероприятия по случаю завершения празднования Белого месяца. С выездными концертами туда прибудут ансамбль песни и танца «Улаалзай» и ансамбль национального танца «Ангара».

Материалы партнеров

Реклама

В народе есть много примет, в которых особое внимание уделяется подаренным вязаным вещам, в особенности свитерам для мужчин. Некоторые считают, что подарок долж...

Тенденции в моде на шубы в 2020 году, которые отличаются разнообразием, порадуют самых взыскательных красавиц. Каждая женщина из предложенных вариантов сможет в...